На что способны учителя после 50 лет
На что способны учителя после 50 лет

Учитель — это профессия без срока годности. Но обучая других, важно постоянно развиваться самому. Так за что следует смело браться и чего способны достичь учителя после 50 лет?В этом возрасте аккумулировано уже немало профессионального опыта. Это позволяет создавать уникальные авторские лекции, записывать их на видео. Можно оформить наработки в полезную коллегам методичку, либо же написать весело и доступно о любимом предмете и создать детскую научно-популярную книгу. Часто количество знаний переходит в принципиально новое качество и подталкивает к открытиям.

У самых талантливых педагогов уже есть то, что называется интеллектуальной собственностью и на что время оформлять авторские права, публиковать в научной прессе. Как, например, учитель физики Ивано-Франковского физико-технического лицея Роман Главач, который в свои 53 года как раз занят официальной апробацией собственного метода шаблонов в решении задач. Он создал этот алгоритм для кинематики, но теперь пытается применять и в других разделах физики.

Это не отдаляет его от учеников. Напротив, именно ради поколения, которое растет очень прагматичным (в хорошем смысле), учитель и старался. Способ выбора нужных формул при решении задач значительно облегчается. Поэтому школьники охотно перенимают метод Романа Антоновича, потому что видят: это работает и значительно экономит время. Старшеклассники гордятся тем, что у них есть «секретный алгоритм» от учителя.

Стать мультимедийно компетентным
Даже если в сельской школе есть только старый компьютер в кабинете директора, все равно в семьях детей появляются смартфоны, планшеты, ноутбуки. Учитель физики Новоайдарской гимназии Сергей Зражаев советует отнестись к освоению новых технологий не как к принуждению, а как к пространству для творчества. Лично он использует все возможности нового оборудования кабинета.

Интерактивная доска — не просто огромный монитор, а способ сделать уроки живыми и привлекательными. Тестовые задания и викторины, демонстрация видеоопытов с изменением перспективы и угла зрения, современные анимированные презентации, совместная работа над таблицами, когда ученики у доски одним прикосновением пальца удаляют лишнее или увеличивают главное.

Поэтому вполне реально стать здесь не просто осведомленным, а медиа компетентным. Особенно если основной метод — проблемные задачи. Например, Сергей Семенович не просто читает тему «Тепловые двигатели», а предлагает обсудить, как они влияют на экологию, не пора ли отказаться от них, как их можно усовершенствовать. И даже предлагает написать эссе «Моя идеальная тепловая машина».

Стать блогером и фасилитатором
Учительница искусства Лисичанской специализированной школы № 8 Татьяна Карачун тоже считает, что компьютер перестает быть источником информации, а становится организатором познавательной деятельности школьников. Поэтому она широко применяет мультимедийные учебные программы по музыкальному искусству и художественной культуре, электронные музыкальные энциклопедии. И это несмотря на то, что добавила к стандартной школьной программе дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения, пение каноном (одна группа вступает, а вторая — на такт позже), а после уроков ведет школьный хор и несколько вокальных ансамблей.

Но самое перспективное, что знакомство с произведениями искусства учительница начинает с дискуссии, с метода «погружения в картину», ассоциаций относительно прослушанного музыкального произведения. Она убеждена: так ученики точнее чувствуют настроение, учатся самостоятельно интерпретировать художественные произведения, совершенствуют и обогащают словарный запас. А сама становится фасилитатором дискуссии, а не лектором.

Новейшие методы, которые не были разрешены во времена ее молодости, сейчас дают толчок для вдохновения. Группу Queen, когда Татьяна училась в школе, нельзя было даже публично упоминать. А сейчас ее ученики пишут рефераты об их творчестве. Да и сама учительница ведет блог о музыке и музыкантах. Делиться знаниями в интернете — как раз для тех, кто накопил опыт. И речь вовсе не об общеизвестном. Скажем, какая песня ежегодно приносит $2 млн за публичное использование владельцу прав на нее? Ответ: Happy birthday.

Выйти за пределы класса
Молодым, может, и не сидится на месте, но нужно быть ответственным и опытным учителем, чтобы вести за собой детей и проводить уроки под открытым небом. Особенно когда речь идет о начальной школе. Учительница Тернопольской специализированной школы №3 с углубленным изучением иностранных языков Татьяна Копка устраивает уроки-экскурсии, уроки-путешествия.

Актуальное