Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.

Web-архив. История школы

Web-архив школы

С 01 октября 2016 года ГАОУ  Школа «ШИК 16» открывает свои двери для ШИКарных Дошколят!

Приглашаем Вас принять участие в наших ШИКарных дополнительных программах!

Биометрическая система контроля доступа в ГБОУ СОШ «ШИК 16»

Директор школы

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Боос Надежда Валентиновна (до марта 2018 года)

Общение

ШИК СМИ

Галереи

Музыкальная школа

Технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон

     При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. (Стандарты второго поколения;  Москва: Просвещение, 2010)

Вот уже много лет (с 1997 г) я работаю по учебникам Людмилы Георгиевны Петерсон. Деятельностный метод обучения она в своей программе использует давно. Учителя, работающие по традиционным программам с неохотой, а иногда и с непониманием принимали (или не принимали) этот метод.  Но время расставляет свои приоритеты. Пришло время идти вперёд.

      Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе существуют более 15 учебно-методических комплектов. При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80 ‰ педагогов – приверженцы традиционной системы обучения, используют многократно переиздававшиеся учебно-методические комплекты по русскому языку и математике.

Чтобы облегчить учителю выбор программы для дальнейшей работы, предлагаю рассмотреть технологию деятельностного метода Л.П.Петерсон и структуру урока по этому методу.

Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...»

Деятельностный метод обучения Л.Г. Петерсон

Есть два способа построения систем:

  • эмпирический (обобщение имеющегося опыта)
  • теоретический (разработка на основе понятий).

Понятийный уровень позволяет устранить случайные выводы и интегрировать накопленный потенциал.

Классическим примером реализации теоретического подхода является построенная Евклидом в его «Началах» теория геометрии. Эффективность этого подхода доказана тысячелетней практикой, ведь на протяжении многих веков с теоремой Пифагора, например, никто не спорит - ее доказывают!

Для построения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» был использован аналогичный способ, заключающийся в конкретизации для процесса обучения методологической теории деятельности - системы понятий и схем (аксиом), описывающих универсум деятельности человека (Г.П. Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др.)

Идея простая: в универсуме деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить структуру урока и дидактические условия его реализации, при которых обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению выявленных видов деятельности во всей полноте.

В результате построены структуры уроков разных типов и для разных этапов обучения (ДОУ - школа - вуз), обеспечивающих непрерывность образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали. В ходе этих уроков учитель имеет возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе мы предлагаем использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода.

Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2) Актуализация и пробное учебное действие.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

 

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности».

Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я. Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым. Таким образом, методологическая версия теории деятельности позволила построить последовательность деятельностных шагов, которая может использоваться в современной сфере образования в качестве синтезирующего предиката.

                                   Подробнее на сайте   www.sch2000.ru

Понравилась статья? Поделись ей:

Facebook Twitter LinkedIn ВКонтакте LiveJournal Мой мир Я.ру Одноклассники

Комментарии  

+1 # Guest 05.03.2012 21:40
:-x :-x :-x :-x :-x :-x :-x :-x :-x :-x

Недостаточно прав для комментирования

02 Последние комментарии

  • Команда регби

    • Большое спасибо!

      Подробнее...

       
    • Добрый день! Телефон для связи с тренером по регби Александром Михайловичем: 89169067349

      Подробнее...

       
    • Добрый день, Ольга Владимировна! Не могли бы вы дать мне, информацию о тренере Александре Михайловиче ...

      Подробнее...

  • Письмо Х.К. Андерсену из ХХI века 4 "Б"

  • Учебные периоды в 2012-2013 учебном году

    • Уважаемы преподаватели, добрый день. Уточните пожалуйста информацию о датах дополнительных каникул ...

      Подробнее...

07 Общение

08 Форум

Неофициальный сайт Школы "ШИК 16", отражает жизнь школы в период с 2009 по 2018 годы.