Конспект урока Соколовой Е.С.

1.Вступительное слово учителя.

15 марта исполняется 75 лет В.Г. Распутину. Наш урок посвящён творчеству этого писателя. Чтобы познакомить вас с некоторыми фактами его биографии, я попросила подготовить презентацию.

2.Просмотр презентации.

3.-Сегодня мы будем обсуждать повесть Распутина «Живи и помни». Это произведение издавалось 40 раз и не только на русском языке. По повести снят фильм.

Просмотр фрагмента фильма. Давайте вспомним, где разворачиваются события, описанные в произведении? (в Сибири)

-Когда происходят описанные события? (во время Великой Отечественной войны)

-Назовите героев произведения? (семья Гуськовых, Андрей, Настёна, Надя)

— О чём эта повесть? (сжатый пересказ сюжета)

-Наш урок сегодня пройдёт в форме дискуссии. Главный проблемный вопрос-дезертирство Андрея – закономерность, ошибка или злой рок?

4.-Автор много раз ставит своих героев перед выбором. Кто вспомнит такие ситуации?

(1.выполнить приказ и отправиться из госпиталя снова на войну или побывать дома;

2.пробыть дома 2-3 дня, а потом пойти на фронт или не идти;

3.сказать Настёне свёкру правду или нет;

4. сказать правду про отца ребёнка или, покрыв себя позором, сказать, что изменила мужу )

5.-Как вы думаете, почему Распутин ставит героев перед выбором?

(от выбора зависит не только его судьба, но и другие судьбы, зависит то, какой будет связь с другими людьми, зависит то, что произойдет с душой)

6.-Какие философские и нравственные проблемы решаются в этой повести?

(проблема духовной гибели Андрея)

-Первый ряд получил домашнее задание подготовить выступление по данному вопросу.

Выступление ученика из 1 ряда.

7.Вопросы к классу.

-Когда воскресить душу Андрея стало невозможно?

(когда он начал разрушать природу, продолжение жизни на земле, случай с телёнком и коровой)

-Когда Андрей перестал напоминать человека, в чём это выражалось? (выл, как волк)

— Винил ли себя Андрей в произошедшем? (нет, он считал, что это рок, судьба)

8.-В конце урока мы должны понять идею повести, а это невозможно без понимания образа Настёны. Второй ряд получил такое домашнее задание.

Ученик из второго ряда даёт характеристику Настёны.

9.Беседа с классом.

-Почему Настёна так поступала? (любила)

-Совершала ли она преступление? (да, противопоставила себя людям, ведь всем женщинам хотелось воссоединиться с мужьями, всем хотелось любви)

10.Слово учителя.

-В этой повести Распутин продолжает традиции Достоевского. Как думаете, почему?

(Роман «Преступление и наказание». Соня и Родион преступили закон, но их спасла любовь. Андрей и Настёна тоже преступили закон, но их не спасла любовь. Почему? )

11-Каков финал повести?

-Какое наказание получил Андрей? (жить и помнить)

12.-Третий ряд получил задание. «Проблема нравственного выбора»

Выступление ученика из третьего ряда.

13. Итог урока.

-Какова идея повести? (человек должен отвечать за свои поступки, должен выполнить свой долг перед Родиной и людьми)

Ответ на основной вопрос дискуссии.

-Итак, как вы считаете, дезертирство Андрея-это ошибка, злой рок или закономерность?

14.Выставление оценок.

Актуальное