• printbutton-1780577

Подробности Опубликовано 26.06.2012 10:42 Автор: Мамкеева О.В. Просмотров: 3210

Конспект открытого урока по теме «Сословный быт XVII века. Традиции и нравы»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок-заочная экскурсия.

Цели:

  • Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
  • Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.
  • Воспитательная: эстетическое  воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения  к традиционным ценностям.

Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.

Оснащение: проектор, ноутбук, презентация учителя.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему

Учитель. Перед вами знаменитая картина А.Васнецова «Мясницкие ворота» (Москва XVII век). Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда то спешат. Богатые горожане,  одетые в цветную одежду из дорогих тканей,  разъезжают  по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Здесь можно увидеть и услышать  всё самое интересное и невероятное. Именно отсюда  мы  и начнем наше путешествие. (Приложение, слайд № 1) Тема урока «Сословный быт XVII века.  Традиции и обычаи».

Вопрос к ученикам. Как вы понимает термин быт (варианты)

Учитель. Быт – зто повседневная жизнь. Это всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью  наших предков,  приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным.

Учитель. Что бы вы хотели узнать о быте XVII века?

Варианты интересов учащихся.

В плане нашей экскурсии  знакомство с устройством жилища, модой, питанием и образом жизни разных сословий XVII в. Эпиграфом к нашему уроку будут строки:

«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!»

Вы понимаете, ребята, что за 1 урок раскрыть эту обширную тему подробно  невозможно. Те, кто захочет узнать больше, я советую прочитать книгу русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских царей». XVII век очень от нас далёк, многие постройки, предметы обихода не выдержали испытания временем, поэтому  ту далёкую эпоху мы будем изучать с экспозиций русского музея им. А.С.Пушкина в Москве. И так, мы с вами идём в музей. Входные билеты – это ваши знания.

Слайд музея. Старайтесь! Покажите себя знатоками данной эпохи.

2. Повторение материала прошлых уроков (фронтальная работа)

Вопросы каждому ряду

  1. Что такое сословия? 2. Какие сословия были в России  XVII в.? 3. Назовите имя русского царя, прозвище которого «Тишайший».

    3. Объяснение нового материала

  1. Учитель. Мы с вами в зале «Русская бытовая культура XVII века» (Приложение, слайд № 2). Укрепление самодержавной власти при Алексее Михайловиче. изменило нравы  и быт царского двора. Кроме великолепного Теремного дворца в Кремле появились впервые летние загородные резиденции. 

Ворота с полукруглой аркой, Холмы, луга, луга, овин. В ограде – мрак и холод парка,

И дом невиданной красы.

(Приложение, слайд № 3) Стихи Б Пастернака подходят к описанию  дворца в с. Коломенском Этот дворец похож на сказочный (270 комнат, 3 000 окон) Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей. В окнах вставлено стекло. Это  большая редкость.  По мере усиления западного влияния появлялись голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
(Приложение, слайд № 4) Кончено же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались  подражать царскому  быту.  Перед вами дом  купца. Эта постройка XVII в. (Приложение, слайд № 5) Оцените достаток купца по горнице (мебель говорит о достатке)

(Приложение, слайд  № 6) Картина «Московская улица XVII века».  Её автор – Рябушкин Андрей Петрович (17.10.1861-27.04.1904), русский живописец XIX века. Мастер красочных жанровых и исторических картин, гл. обр. воссоздающих московский быт XVII в.

Избрав обычные эпизоды из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, он как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед вами оживает характерный уголок старой Москвы с низкими деревянными и каменными постройками, непролазной грязью. Большинство москвичей (даже состоятельные) жили в деревянных хоромах: тепло и привычно, особенно зимой. По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди. Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние… Подобное художник не раз видел во многих провинциальных городах России, поэтому и смог с такой живостью, естественностью представить эту сцену на полотне.
Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно,    к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких  значительных перемен  не происходило. (Приложение, cлайд № 7)
Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. (Приложение, cлайд № 8) Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу  обязательно икона, сюда усаживали   гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к  это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.

Перед вами ещё ряд картин. Это  картины Сурикова и Рябушкина. (Приложение, слайд № 9)

Учитель. Глядя на эти картины, догадайтесь  какой будет следующий зал для посещения?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель. Мы переходим в зал «Одежда XVII века». Я передаю слово «экскурсоводу». Она нам расскажет об одежде, которую носили женщины и мужчины в те времена.

Экскурсовод. Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи. Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна,  домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (Приложение, слайд № 10) Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий. Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем. Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу. Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи. Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую. Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава». Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.

XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.

 (Приложение, слайд № 11) А. Рябушкин. Семья купца

4. Закрепление изученного материала

Какие элементы новизны встречаем в одежде  членов семьи.

Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя. Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения

Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе?

«..Вот, в жире плавая, большая, В чужих не знаема водах. Себя собой лишь украшая, На блюде – стерлядь: ей Не нужны пышные одежды. Вот гость далёкий, беломорский, Парным упитан молоком, Телёнок белый, холмогорский. И подле –  рябчики кругом, Его соседи из Пинеги Каких нет лучших на Руси, С прудов Бориса –  караси. Вот из Архангельска –  навага, Вот жирный стрепет с Чатыр – дага С Кавказа красный лакс – форель С Ильменя сиг и нельма с Лены Из Рима а-ля бешамель. Кабан. Вот камбала из Сены, Мы, здесь чужим дав блюдам место Средь блюд любимых на Руси, Запьём свое, чужое тесто

Иль шамбертеном иль буси…»

Варианты ответов учеников. Боярам и дворянам пришлась по вкусу  появившаяся во 2 пол.XVII в. колбаса, подававшаяся с гречневой кашей.  Блюда начали приправлять восточными пряностями  – перцем, гвоздикой, корицей и др.
Основой питания крестьян были зерновые культуры. Из ржаной муки пекли хлеб,  пироги. Из пшеничной по праздникам.  Из овса готовили кисели,  пиво, квас. Употребляли много овощей. Мясо было только по праздникам. Частым продуктом на столе была рыба.

Сейчас мы будем готовить царский и крестьянский обеды.

Иностранцы, побывавшие в России в XVII в.  оставили многочисленные записки о нравах и развлечениях российского народа. Прочитайте  отрывок из документа А. Олеария и И.Забелина о быте  русских людей Работа с документом стр. 90-92. 

Вопрос по документу. Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?

7. Итог

Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли 2 пословицы. Кто запомнил из выступления экскурсовода?   «Работать спустя рукава»   т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава  ферязя практически не позволяли что – либо делать.2 пословица пришла из крестьянского быта «Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления  не требовал большого труда.

8. Рефлексия

1. Что тебе дал этот урок? 2. Как оцениваешь свою работу? 3. Что вызвало наибольший интерес?

4. Были ли трудности?

Отметки за урок.

9. Домашнее задание: параграф 11

facebook-7494425 twitter-1094887 linkedin-6502258 vkru-6116043 livej-9668723 moymir-5942238 yaru-9645555 odnoklassniki-1546767

Актуальное