• printbutton-7650500

Подробности Опубликовано 28.02.2018 08:06 Автор: Просмотров: 9724           Гениальный физик Ричард Фейнман, нобелевский лауреат по физике 1965 года, приводит в своей автобиографической книге «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман?» разговор с японским послом в США. На вопрос автора воспоминаний: «Почему после катастрофического разгрома 1945 года Японии так быстро удалось встать в один ряд с крупнейшими технически развитыми странами и во многом их опередить?» посол ответил так: «Я думаю, что в основном потому, что японцы считают самым главным получение их детьми образования намного лучшего, чем имеют они сами. Даже дети крестьян в Японии получают благодаря такой установке самое лучшее образование, которое они способны осилить».           В японской культуре почитание учителя, что называется, в крови. И это не пустяк.          Социальные психологи поставили ряд экспериментов, проясняющих роль авторитета учителя в успешности обучения. Вот описание одного из них, поставленного в Америке. Представьте себе четыре примерно равных по различным измеряемым параметрам группы студентов. В каждой из них один и тот же молодой преподаватель читает одну и ту же лекцию. После лекции измеряется степень усвоения материала.          Разница же заключается в том, что первой группе преподавателя представляют как стажера, второй – как преподавателя, третьей – как ученого, а четвертой – как ученого, который сам разработал и получил результаты, которые представляет в своей лекции. Вы уже догадались, как изменялась обучаемость студентов в разных группах. И сами себе легко объясните причины этого.          Конечно, авторитет зависит и от самого учителя, и от отношения общества к его профессии. Я утверждаю, что последние как минимум двадцать лет престиж учительской профессии в нашей стране только падал. Доказательств этому сколько хотите. Причины тоже понятны.          Это и низкая оплата труда, и недостаточное внимание к профессии со стороны государства, и навязывание учителю функций, которые не являются для него профессиональными.          Но самое страшное – это положение учителя как рабочего на конвейере.          Поставьте человека на конвейер, лишите его доверия, проверяйте каждое его действие – вот вам инструкция по превращению «архитекторов знаний», каковыми должны быть учителя, в пролетариат «как бы умственного труда». Инструкция по развалу образования. Кстати, инструкция, успешно воплощаемая в жизнь.          Средства массовой информации также хорошо «оттоптались» на авторитете педагога.– Пенсионер, бывший учитель, облил кислотой подростков, которые громко разговаривали в подъезде!– Учительница довела ученика до самоубийства!          Вот такие две новости прошли практически одновременно по федеральным каналам, а фоном послужил сериал Гай Германики «Школа».          Я бы не стал на это обращать внимания, но такой «чернухи» полно, а вот противостоящих ей позитивных сюжетов как-то не видать… И вовсе не потому, что их не найти в жизни. Несмотря ни на что, в стране есть прекрасные учителя, очень сильные директора школ – но не они герои СМИ.          Нас давно уже учат жить певцы и актеры, а значит, делает выводы молодежь, они весомее, значимее, умнее.          Как-то, лет десять назад, прочел, что подготовка военного вертолетчика в США стоит примерно 30 млн долларов. Это примерно цена вертолета. Подготовка хорошего специалиста стоит дорого. Кстати, кто-нибудь может подсказать, сколько стоит подготовка педагога в России?          Если кто-то думает, что обучить профессионала-учителя – дешево, этот «кто-то» сильно заблуждается. Учитель географии должен объездить мир. Учитель иностранного языка – пожить в языковой среде. Учитель физики должен постоянно видеть, «щупать» новейшие приборы. В аудиториях, где растут будущие учителя, должны выступать яркие ораторы, мыслители, ученые…          Я помню, как на одной из ранних конференций «Эврики» Сергей Курганов читал свое школьное сочинение. А мы слушали и боялись громко вздохнуть. Это была настоящая литература, да и читал-то как! Вот так: дал детям тему сочинения и сам написал на эту тему. Профи.          Ладно, чтобы не растекаться мыслью по древу, кратко формулирую программу:1. Повышение престижа профессии.a. Резкое сокращение бюрократического давления.b. Увеличение оплаты труда.c. Профессиональные конкурсы (учитель математики должен знать математику, учитель языка должен владеть языком и пр.).d. Внимание со стороны высшего руководства государства (например, премии победителям федерального конкурса педагогов вручает президент России)e. Пересмотр программ подготовки педагогов, увеличение финансирования.f. Поддержка средствами искусства и культуры (ну почему бы не снять художественный фильм по трилогии Вигдоровой, например? Ну просто замечательный готовый сюжет для сериала).g. Уважение к профессии: снятие всяческих неоплачиваемых добровольно-принудительных обязанностей – от покраски парт до дежурства на улице и обеспечения работы выборных участков.2. Увеличение разнообразия образовательного пространства, включение механизма конкуренции.a. Зеленый свет семейному образованию.b. Всяческая поддержка частных образовательных инициатив, образовательного бизнеса.3. Формирование моды на знания, умения, высокую компетентность (кстати, в 1960-е годы в СССР это удалось сделать – тогда был рывок в образованности населения).          А можно как-то попроще, подешевле? Можно, но и результат будет «как обычно»: пони бегает по кругу… Автор: Анатолий Гин, директор проекта Creatime, научный директор Международной Ассоциации «Образование для Новой Эры», Вице президент Международной Ассоциации ТРИЗ
Источник: Вести образования facebook-7696727 twitter-9763363 linkedin-2415898 vkru-6514847 livej-3597366 moymir-2516061 yaru-1988154 odnoklassniki-2585865

Недостаточно прав для комментирования

Актуальное